Такая своенравная Паникля…

Такая своенравная Паникля…

Наши реки

Несколько лет назад в составе нелидовского клуба краеведов нам довелось побывать в Сёлах, в гостях у удивительного человека, энтузиаста, тогдашней заведующей местной библиотекой Татьяны Дмитриевны Керзо. Она организовала и провела интересную и увлекательную экскурсию вдоль своеобразной реки Паникли, попутно рассказывая об её особенностях.

Предлагаем этот рассказ Татьяны Дмитриевны читателям «Нелидовского Благовеста»: верится, что он обогатит их ещё одной страничкой о природе нашего края.

Река Паникля – одна из первых притоков Межи. Примечательно, что именно она получила большую известность и, между прочим, намного раньше, чем другие, более полноводные и протяжённые реки района. Для сравнения: даже сама Межа, например, впервые упоминается в книге «Большой Чертёж», составленной в 1627 году, а Паникля – почти за 200 лет до этого (1449 г.) уже вошла в исторические документы.

Чем же эта, казалось бы, неприметная речка обратила на себя внимание?

По двум причинам: географической и исторической. Дело в том, что в пределах Валдайской возвышенности и её отрогов довольно широко распространены карстовые явления. Нередко подземные воды, размыв слои верхних известняков, образуют настоящие глубинные речки, которые соединяют между собой даже далёкие озёра. Эти явления замечались людьми и в отдалённом прошлом, порождая различные легенды и поверья.

Бывает и иначе. Бегут среди лужков и лесов ручейки и речки – и вдруг пропадают под землёй. Тут уж никак не пройдёшь мимо – заинтересуешься, задумаешься, непременно поведаешь о таком чуде.

Именно такой чудодейкой и является Паникля, о чём и говорит её имя, которое сегодня мы произносим не совсем правильно.

Издавна и вплоть до начала ХХ века речка называлась «Поникля». За что? За своё редкостное свойство: пройдя от своего истока несколько километров, она исчезает под землёй, «поникает». Эту «чудинку» и подметили люди, прозвав речушку «Пониколь», «Поникля», «Поникша». Через два-три километра речка вновь возникает, и тут уже её именовали «Выниклей» («Выникшей»), «Вониклей» (вышедшей вон).

Со временем, когда стало ясно, что это одна река, установилось одно имя – Поникля. А сама она в силу своей необычайности становилась более «популярной», и таким природным ориентиром, который не разрушишь, не передвинешь. Более того: речка проходит по всхолмленным местам. Сама она течёт к реке Меже и – соответственно – к Западной Двине, а её недалёкие соседи – к Волге. Такие водоразделы особенно привлекали человека в наших местах. Они были и более удобны для жизни, и, в то же время, как бы естественно ограничивали смежные территории. Отсюда и понятна примечательность этой самой Поникли.

Именем «Пониколье» в давние времена заинтересовались этнографы, лингвисты, географы. Для них представляло интерес это довольно редкое и типичное славянское слово.

Сюда, к Поникле, направлялись специальные экспедиции. В частности, здесь работал выдающийся учёный, «отец русской географии» Д.Н. Анучин.

Паникля вошла и в революционную историю. О восстании крестьян в Паникольской волости писала ленинская «Искра» в № 31. О более ранних выступлениях этих сельчан есть документы в Смоленском областном архиве. Немало событий здешних мест упомянуто в книге «В Бельском крае» (г. Белый, 1925 г.). Кстати, один из авторов книги, А. Рудиков, родился в Паникольской волости и за участие в революции 1905 г. был отправлен в ссылку.

Сюда, к провалу реки, водил своих учеников известный педагог С.А. Рачинский, и в их числе бывал здесь ставший позднее известным художником Н.П. Богданов-Бельский.

Носящие одно имя деревня и станция Паникля, деревня Карпово, приток Паникли – Плавенка были ареной ожесточённых боёв в 1942 году; до сих пор ещё можно обнаружить остатки проволочных заграждений – здесь проходила линия фронта.

О многих событиях может поведать эта маленькая и древняя река. Она порадует каждого и ныне тихими омутами за каменистым плёсом при устье, удивительно росными и причудливо петляющими по её берегам стёжками, уведёт в глухие заросли малинников и светлые дали берёзовых рощ. В речке водится много рыбы: щука, форель. Как отрадно видеть её красивые, чистые и богатые волны. И понимать, что это течёт само время – из прошлого в грядущее. Через настоящее.

Материал подготовил Валентин ШТУБОВ

 

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *