Дрогачёво

Дрогачёво

При въезде в деревню Дрогачёво, с левой стороны, на территории кладбища видны очертания храма.

Первый деревянный храм во имя святого Николая был построен полковником Смоленского гарнизона Михаилом Фаддеевичем Челищевым в 1713 году. Нынешний каменный, с такою же колокольнею, холодный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с тёплым приделом во имя святого Николая, был устроен помещиком Захарием Ильичом Калакуцким в 1790 году. На карте Смоленского наместничества 1792 года храм в селе Дрогачёво обозначен. На 1859 год Дрогачёво являлось владельческим селом при колодцах, расположенным в 80 верстах от уездного города и в 50 верстах от становой квартиры. Число дворов в нём – 9, в которых проживало 37 жителей мужского и 50 жителей женского пола. В селе была одна православная церковь.

 

В 1888 году рукоположен в священники церкви села Дрогачёва Кутузов Георгий Афанасьевич. Сын дьячка Казанско-Пятницкой церкви города Рославля. Воспитывался в Смоленской духовной семинарии, по окончании которой вступил в штат 1889 года. Позднее переведён в село Трояны Краснинского уезда.

Храм был капитально ремонтирован в 1894 и 1895 годах. В 1895 году крыша на всей церкви была покрыта железом и окрашена медянкою. В 1903 году была устроена новая, с каменными воротами ограда, частью состоящая из деревянной решётки с каменными столбами, частью – из забора. Храм имеет вид корабля. На нём – одна глава со шпилем и бронзированным крестом.

Главный храм от придельного был отделён внутри каменною стеною, с двойною стеклянною и глухою дверью. В главном храме был полукруглый алтарь, с двумя окнами (с восточной и южной стороны). Над престолом – сень с изображением Святого Духа, утвержденная на четырёх колоннах. Иконостас – 5-ярусный, окрашенный (в 1896 году) кармином и в надлежащих местах вызолоченный червонным золотом на полименте. Главный храм имел 10х11 аршин; в нём по два окна внизу и во втором ярусе, в куполе четыре окна. В придельной церкви находился алтарь – на правой стороне храма; он имел 6х4 аршин; в нём – два окна (с восточной и южной сторон).

Иконостас был двухъярусный, бледно-розового фона; царские врата в нём, колонны, рамы икон и дверей были вызолочены червонным золотом. Средний храм имел 12х15 аршина. Потолок – овальный, окрашенный (как и стены) красками на масле. Колокольня была соединена с церковью; высота её со шпилем – 12 саженей; крест на ней бронзированный; колокола; 1) 10 пудов 19 фунтов; 2) 4 пуда 24фунта; 3) 2 пуда 10 фунтов.

Достопримечательностью храма была местночтимая икона Святого Николая Чудотворца, перенесённая из прежнего деревянного храма. По преданию, она явилась на можжевеловом дереве, поныне (1913 год) растущем в церковной ограде и отличающемся особою высотою и толщиною, несвойственными этого рода растению.

Причт в 1774 году состоял из священника и двух причётников, в 1913 году – из священника и псаломщика. В приходе в 1774 году было 40 дворов. На 1913 год в приход входили: село Дрогачёво и деревни Драньково, Подсосенка, Костино, Мешки, Литвиново, Жаровня, Бондари, Заборенка, Плоское, Амховицы. Всего дворов – 151. В них было духовных, мещан и крестьян – 437 мужского пола и 474 женского пола. Протяженность прихода – 32 версты.

По Памятным Книжкам Смоленской губернии приход села Дрогачёва относился к пятому округу. Благочинными были:

— 1887 г. – благочинный священник села Дуброва Павел Соколов;

— 1889 – 1894 гг. – благочинный священник села Знаменска Василий Пашин;

— 1895 – 1899 гг. – благочинный священник села Заозерья Михаил Кулагин;

— 1900 – 1907 гг. – благочинный священник села Пониколь Алексей Колосов;

— 1911 – 1915 гг. – благочинный священник села Едкина Иоаким Люгодовский.

По донесению Селецкого волисполкома от 28 октября 1918 года в селе Дрогачёво священнослужители:

Михаил Васильевич Кортенев – священник,

Иван Петрович Назаревский – псаломщик.

В 1919 году Дрогачёво относилось к Селецкой волости, в селе значилась приходская церковь. В тридцатые годы двадцатого столетия храм был закрыт, имущество разграблено.

По состоянию на 1970 год сделано описание храма и составлен план на основании замеров сохранившейся части.

Храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом, на который поставлен кирпичный восьмигранный световой барабан с небольшой главой на тонкой шейке.

Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов. Глава и шейка каркасной конструкции и обшиты железом. Апсида пониженная, уже четверика храма, пятигранная перекрыта граненым полусомкнутым сводом, с плавными распалубками над окнами.

С храмовой частью соединена тремя прямыми арочными проходами, центральный шире боковых. Трапезная несимметричная относительно продольной оси здания с неразвитым южным приделом, по высоте равна апсиде, в плане прямоугольная, перекрыта лотковым сводом, ориентированным по оси север-юг, над световыми проёмами – плавные распалубки.

Колокольня столпообразная, невысокая, трехъярусная. Ярусы в плане квадратные, по сторонам света прорезаны проёмами с перемычками коробового очертания. Лестница на ярус звона начинается в северо-восточном пилоне и выходит на чердак трапезной.

Со второго на третий ярус вела деревянная на тетивах лестница. Архитектурное убранство фасадов – скромное. Углы закреплены лопатками и раскрепованы. Карнизы, венчающие четверик апсиду, трапезную и ярусы колокольни – невысокие, кирпичные, моделированы полочками и полувалом в различных сочетаниях. В карниз восьмерика добавлены «сухарики».

Окна – со слабовыраженными лучковыми перемычками, обрамлены простенькими плоскими наличниками с замковыми камнями – «ушами» и подзорами. Решётки из металлических извилистых полос, образующих крестообразный рапорт. Дверные проёмы северного и южного фасадов – с перемычками коробового очертания, обрамление их также с замковым камнем, а в уровне арок нет пят арок, карниз – моделированный полочкой и полувалом с четвертью.

Световые проёмы расположены симметрично (западные окна второго света ложные). Аналогичное решение имеют и все остальные окна. По состоянию на 1970 год утрачены: внутреннее убранство, заполнения дверных и оконных проёмов, кровли, завершение колокольни, частично разрушены карнизы.

Ныне храм стоит в запустении. Верх колокольни разрушен. Перекрытие церкви рухнуло. На главном храме нет купола. Снято железо с кровель. Внутри главного храма сохранились две росписи: Апостол Павел и Апостол Пётр, расположены они на уровне третьего ряда окон. Вокруг храма сохранилась ограда, внутри которой расположено кладбище с ухоженными могилками. В Смоленском и Тверском областных архивах частично находятся метрические книги церкви села Дрогачёва.

Чтобы добраться до деревни Дрогачёво, нужно от железнодорожной станции Земцы ехать по грунтовой дороге вдоль железнодорожного полотна в сторону посёлка Жарковский, через несколько километров переехать эту железную дорогу, повернув налево. Вскоре появится деревня Дрогачёво.

 

 

 

Ново-Никольское

Из описания начала двадцатого века о теперешнем Ново-Никольском известно, что село Никольское (Коптянка) находится в болотистой глухой местности, известной под названием «Бельская Сибирь», в 15 верстах от села Берёзы, родины апостола Японии, Архиепископа Николая, и в 45 верстах от города Белого. Ближайшие сёла: Шоптово – в 15-ти, Паникли и Заозерье – в 18-ти, Монино – в 20-т верстах.

Оставшись в раннем детстве сиротою, после смерти своего отца – дьякона села Берёзы, и не имея возможности питаться от крайне скудных средств матери – вдовы, будущий креститель Японии Архиепископ Николай большую часть своего детства провёл в этой местности, в имении своих родных по матери – дворян Куницких. По мысли С.А. Рачинского и с благословения Архиепископа Николая, в 1901 году здесь, в селе Коптянка, основана была церковно-приходская школа имени апостола Японии. Вскоре же после устройства школы явилась мысль устроить при ней и храм в честь ангела-хранителя Архиепископа Николая – Святителя Николая Мирликийского. Место храма освящено было 12 мая 1911 г., а закладка храма состоялась 13 июня того же года. Вскоре храм был окончен, и недоставало средств лишь на окончательную его отделку.

Тогда Благочинный решил обратиться с прошением на Высочайшее Имя, на которое , на которое Его Императорскому Величеству благоугодно было пожертвовать 1000 рублей. К началу июля 1913 г. храм был окончательно готов. Освящён он был по благословению Преосвященнейшего Феодосия, Епископа Смоленского и Дорогобужского, 21 июля 1913 г. Чин освящения совершил благочинный Дмитрий Селезнёв в сослужении 5 иереев и 2 дьяконов.

Храм деревянный. Причт при нём однокомплектный, состоящий из священника и псаломщика. Село образовалось по просьбе прихожан сёл: Берёзы, Монина и Заозерья. От прихода села Берёзы отделилось 17 деревень. От села Заозерья отделилось 12 деревень. От села Монина отошли 3 деревни.

Всего в приходе было около 266 дворов и 700 душ мужского пола. По всему приходу на протяжении 10 вёрст течёт река Берёза. В приходе – три кладбища.

Из докладной записки волисполкома Монинской волости от 28 октября 1918 года значатся священнослужители:

— Васильев Семён Дорофеевич – священник,

— Нил Дмитриев – псаломщик.

По данным на 1919 год село называлось Новоникольским и входило в Березовскую волость. В селе значилась церковь.

В настоящее время церковь не сохранилась. Со слов местных жителей можно определить местоположение церкви. В областном архиве Тверской области частично находятся метрические книги церкви села Никольского.

В село Ново-Никольское (бывшее Никольское) из Нелидова можно попасть либо по дороге через Паниклю, либо свернув в Новосёлках с автодороги Нелидово-Белый налево, и по грунтовой дороге до Ново-Никольского.

Из книги Василия Аксёнова «Православные храмы Нелидовской земли»

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *