Иоткино

Впервые упоминание об Иоткине встречается в окладной книге Митрополита Симеона (1698 г.) оно называлось по имени существующего храма – Богословское. Затем в письменных источниках Иоткино упоминается в 1701 году. Вызвано это было тем, что царь Пётр I поручил стольнику Максиму Цызареву сделать тайным обычаем чертёж подлинной мерой по масштабу верховья реки Западная Двина. Донесения и чертёж-карта сохранились. Из них мы узнаём о Иоткино как о первом населённом пункте на реке Межа, от которого Цызарев и исчислял в вёрстах все последующие сёла, пристани, мели, перекаты, лесные боры и другие природные объекты. Стольник Цызарев писал: «…той рекой Межою вниз, по левую сторону, через большую Московскую дорогу, село Ёткино от верховья в 30 верстах… И в селе Монино пристанью, а с той пристанью полою водою до Двины и Двиною до Риги ходят стругами с товарами…».

 

Причём в своих записях упомянутый стольник называет Иоткино не деревней, а селом. Такое название в то время давалось не просто маленькому поселению или отдельно стоящей барской усадьбе, а только таким из них, где обязательно была церковь. А это значит, что Иоткино было облюбовано людьми достаточно давно.

 

К какому времени можно отнести появление сельца Иоткино? Скорее всего, это произошло не ранее XV века. Доказательством может служить «Устав Ростислава», один из редчайших исторических документов. В связи с установлением в великом Смоленском княжестве самостоятельной епископии смоленский князь Ростислав (внук Владимира Мономаха) подробно перечислял все сёла, деревни, города, доходные места своей вотчины, чтобы указать, сколько из них каждое должно впредь вносить средств в пользу епископа, которому полагалась десятая часть всех доходов княжества. В «Уставе Ростислава», относящемся к 1150 году, среди указанных населённых пунктов нет ни одного, которое бы мы могли с уверенностью соотнести с нашим краем.

В письменных источниках одним из первых появляется город Белый (1359 г.), за ним Монино (1503 г.) и Бибирево (1503 г.) Однако точной даты возникновения села Иоткино в исторических документах не обозначено. Ликвидировать этот пробел можно только в ходе длительной исследовательской работы.

Бельское княжество на протяжении веков являлось опорной территорией между Литвой и Русью. С 1355 года бельские земли входили в состав территории Литвы. Однако с 1506 года Бельское княжество вернулось в состав России, но документы того времени практически не сохранились, так как многие из них были утрачены в начале XVII века во время великой смуты.

Московское правительство в силу своих скудных средств принимало меры к заселению освобождённых бельских земель: временно снижались или вообще снимались подати, предоставлялись льготы помещикам и мещанам. На данной территории размещали служивых людей: стрельцов и пушкарей. Оседали здесь и «беглые люди», приписываемые к местным владельцам. Неоднократно по царским указам переселялись на новые земли отроки и дети боярские из коренных Московских и замосковских вотчин. Среди них были и Нелидовы, имевшие родовые владения за службу царям и князьям в Костромском крае.

Предположительно в 80-е годы XVII столетия в селе Иоткино была построена деревянная церковь. Однако приблизительно в 1820 году было начато строительство нового, каменного храма. Велось оно на средства помещика Ивана Емельяновича Гудима и затянулось надолго. Лишь только в 1848 году стройку завершила Хиония Евлампиевна Лидова.

В 1859 году Еткино (Богословское) было владельческим селом при реке Меже, расположенным в 47 верстах от уездного города и в 24 верстах от становой квартиры. Число дворов в нём – 9, в которых проживало 22 жителя мужского и 26 женского пола. В селе была одна православная церковь.

В 1888 году на средства, завещанные Анной Тимошенковой, храм был расширен, и в нём было устроено два тёплых придела: с правой стороны во имя святого Иоанна Златоуста, с левой – во имя Успения святой Анны.

В этом же году церковь была расписана «изображением и живописью» старанием Семёна Верина. Архитектура храма была довольно проста и имела вид креста. Здание – одноэтажное, двухъярусное с двумя боковыми приделами и колокольней. Строение имело 18 окон, три (на запад, юг и север) входные двери. Общая площадь храма составляла 13 875 кв. саженей. Высота 9,5 саженей.

На храме было пять колоколов: большой (1880 года) – 59 пудов 39 фунтов, средний – 9 пудов 25 фунтов, три малых – 40, 30 и 25 фунтов.

Внутри ограды – три каплички над могилами родственников Лидовых и Нелидовых. С северной стороны – две деревянные каплицы. Под полом одной погребены Павел и Анна Лидовы, а другой — Анна Тимошенкова. С восточной стороны каменная каплица – часовня на 8 столбах под железной кровлей – это усыпальница Нелидовых.

Храм был покрыт железом и окрашен медянкою в 1903 году. Железная ограда была на фундаменте из дикого камня.

Достопримечательностью храма являлась местночтимая Балыкинская икона Божией Матери. По преданию, икона взята была помещицею Лидовой в селе Балыкине Пореченского уезда. Икона была в длину 1 ¼ аршина, в ширину 1 аршин, написана на холсте и украшена «серебро-позлащенною ризой».

Долгое время икона висела в незаметном углу храма и никем особо не почиталась. Но случилась беда. В деревне Горки в 1881 г. вспыхнула эпидемия сибирской язвы, не помогали никакие меры. Крестьяне тогда вспомнили о забытой иконе. Было устроено водосвятие, и скот окропили святой водой. Произошло чудо – эпидемия прекратилась.

Чудотворение иконы было замечено. Она заняла почётное место, и сила её проявилась ещё больше: она помогала при болезнях глаз, при неурожаях. В честь этой иконы был учреждён праздник – день Балыкинской иконы Божией Матери, который стал особо чтимым во всём приходе и отмечается ежегодно 4 июля.

Причт в прежнее время состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1913 году причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Приход в 1762 году состоял из 63 дворов, а в 1774 году из 98 крестьянских дворов и одного помещичьего двора.

На 1913 год в селе Иоткине было духовных в 4 дворах: 6 мужского и 12 женского пола, а также вдова штатс-ротмистра Анна Михайловна Лидова. В Иоткинской волости крестьяне проживали в деревнях: Семики, Шейкино, Борки, Гвоздово, Смольники, Бор, Кутьево, Семеново, Шибаны, Овсянкино, Никитино, Чернецово, Половцово, Шерапкино, Кривоносовка, Каменка, Моисаево, Белая Гора, Миндюри, Казаково, Дулево, Казино, Прудки, Нивицы, Бурцево, Машкино, Ляхово, Мамошкино; мещане — в Шерапкине, Федорах и Моисаеве в 19 дворах, 35 мужского и 15 женского пола. Всего по приходу в 436 дворах проживало 1352 жителя мужского и 1355 женского пола. Село Иоткино славилось красивой каменной церковью на берегу Межи и большим барским домом с прочными постройками крупной помещицы Лидовой.

В Иоткине, помимо церкви, находились церковно-приходская школа, почтовое отделение, амбулатория, трактирное заведение, винная лавка, ссудосберегательная касса, порядка четырёх мелочных лавок. Из документов, датируемых 1762 годом, мы узнаём, что местные жители в основном занимались земледелием. Однако зимой они возили лес, а весной сплавляли его по Меже в Ригу. В приходе была фабрика для выделки фанеры, идущей на ящики. На фабрике было задействовано 40 рабочих.

По Памятным Книжкам Смоленской губернии приход села Едкина относился к пятому округу. Благочинными были:

— 1887 г. – благочинный священник села Дуброва Павел Соколов;

— 1889-1894 гг. – благочинный священник села Знаменка Василий Пашин;

— 1895-1899 гг. – благочинный священник села Заозерья Михаил Кулагин;

— 1900-1907 гг. – благочинный священник села Пониколь Алексей Колосов;

— 1911-1915 гг. – благочинный священник села Едкина Иоаким Люгодовский.

После 1917 года церковь продолжала действовать. Так, по данным на 1919 год в селе Иоткино Иоткинской волости значится приходская церковь. Управляли имуществом и содержали её верующие прихожане. На этот счёт существовали договоренности с новой властью. Так, в договоре от 1 ноября 1928 года говорится, что Нелидовский исполнительный волостной комитет передал в бессрочное и бесплатное пользование Иоткинскую церковь и всё церковное имущество по особо заверенному акту гражданам Я. Лошанкову, В. Головлеву, И. Верину для использования в богослужебных целях и при персональной ответственности за сохранность здания, имущества и поддержания их в надлежащем состоянии за счёт «своих средств», т.е. средств пользователей – верующих.

7 сентября 1932 года церковь была сильно повреждена ураганом: сорваны кровля и кресты с главного купола и колокольни, испорчены часть рам и штукатурка. Листы кровли разбросаны ветром на несколько верст. Прихожане восстановили разрушенное и заново отделали церковь. Живописные работы выполнены братьями Степаном и Василием Кудрявцевыми.

22 сентября 1937 года заместитель заведующего райфо Нелидовского района Крастелев повесткой № 3-17 к 4 часам дня вызвал к себе К. Исаева (деревня Прудня) и других членов двадцатки общины верующих с договором и описью церковного имущества для экспроприации общинного имущества и закрытия церкви.

Храм закрыли. Имущество сгинуло бесследно. Сорвали кресты, сняли колокола. До основания разрушили стены. Сегодня на месте церкви и искони существовавшего при ней кладбища располагаются чьи-то огороды и дома, святой колодец засыпан строительным мусором. Недалеко от места, где была церковь, разрушаются стены первого этажа некогда великолепного, с деревянной надстройкой второго этажа, дома Лидовых.

В Смоленском и Тверском областных архивах частично находятся метрические книги церкви села Иоткина.

(При подготовке материала использованы документы Смоленского областного и Нелидовского районного архивов, исторические очерки из книги Василия Аксёнова «Православные храмы Нелидовской земли»).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *