Подвижница Александра Петровна Муромцева

Подвижница Александра Петровна Муромцева

У каждой реки свой исток, у любого доброго дела – тоже. У истока православного движения в Нелидово стояла подвижница, женщина светлой души и совести, полная боголюбивых чувств и стремлений – Александра Петровна Муромцева.

Мне посчастливилось общаться с этим замечательным человеком, слушать воспоминания Александры Петровны о её непростом прошлом. Их я считаю необходимым воскресить для того, чтобы читатель мог убедиться: Господь даёт испытание душе человеческой, дабы она укрепилась и возвысилась в добрых делах и помыслах.

А испытания на долю Александры Петровны выпали немалые.

Вот что она мне рассказала:

— В 1941 году мне минуло двадцать. А до этого было четырнадцать. Какая здесь связь? В 1934 году, работая в колхозе, я услышала слова модной тогда песни: «По дороге по ровной, по тракту ли – всё равно нам с тобой по пути; прокати нас, Петруша, на тракторе, вдоль околицы нас прокати». А потом узнала, что в колхоз пришла разнарядка послать двух человек на курсы трактористок-комбайнеров в Торжок. И загорелась в душе мечта… Но, увы, не хватало лет. Что делать?

Решилась поехать в райзагс, на комиссию, и приписала там себе три года. Вот таким путём и поехала учиться, и успешно закончила эти курсы вдвоём с подругой. Наших рук дождались впервые выпущенные трактор «ХТЗ» и комбайн «Коммунар». Ой, какое же диво было для местного населения, когда мы их вывели на поля! Вся округа сбегалась смотреть на девчушек за штурвалами. Скажу не хвастаясь: мы отлично справлялись со своей работой. И статьи о нас в районной газете появлялись, и фотографии рядом с нашими стальными друзьями. За ударную работу коллектив Нелидовской МТС выдвинул меня депутатом районного и сельского советов. А в 1940 году райисполком доверил мне руководить родным Маковским (потом Высокинским) сельсоветом. Не скрою, для меня было странно, даже дико так вдруг переменить полюбившуюся мне профессию, но, будучи верующим человеком, вспомнила Божьи слова о том, что властям надо подчиняться, не роптать.

…В те годы вся ответственность за работу колхозов была возложена на председателей сельсоветов и депутатов. Нас по два – по три раза вызывали в район с разными отчётами. Транспорта не хватало: было обычным делом пройти в день 60 километров — туда и обратно. И ничего, не жаловались. Всё шло своим чередом. Люди работали и жили, я считаю, неплохо. Руководить ими было интересно. Так бы и дальше продолжалось, если бы…

Я вспоминаю, какая тень пробежала по лицу Александры Петровны при этом «ах, если бы!».

…Да, если бы не война проклятая! В колхозах заканчивалась посевная, и 22 июня 1941 года сельчане обрабатывали свои огороды. В это воскресенье Александра Петровна отдыхала в своей родной деревне. Ей кто-то сказал: «Иди, тебя ищут в сельсовете, беспрерывно звонят». Она быстро на велосипед и туда. Отомкнула, зашла, и тут же звонки из военкомата и райсовета. Предупредили: «Никуда не выходить. Будет нарочный с пакетом. Война».

«В этот же день, — продолжает рассказ Александра Петровна, — я должна была собрать мужчин, которым пришли повестки, и отправить их в район, в военкомат для отправки на фронт. Помню слова брата: «Прощай. Больше не увидимся».

Так и произошло. Он погиб на Курской дуге в звании лейтенанта, а второго брата настигла немецкая пуля 2 мая 1945 года. Считанные дни не дожил до Победы.

Вот так и началась моя молодая, в самом расцвете, жизнь».

…А её продолжение – громыхание приближающегося фронта, дача обязательства по первому требованию стать партизанами.

«Дума была за горами, а смерть – за плечами. И не только моя, но и всей семьи – в первую очередь, отца и матери; семья брата жила под одной крышей с нами. Каждую ночь навещали партизаны, их кормили, обогревали; в отдельные ночи в хату набивалось до 50-70 человек. Но я была спокойна, никакого страха не испытывала: народ окрестных деревень относился ко мне с уважением; при встрече люди говорили: «Не бойся, мы тебя не выдадим. Ты нам ничего плохого не сделала, кладовые с хлебом не сожгла, постройки тоже (хотя было указание свыше уничтожить всё)».

С неутолимой болью вспоминала Александра Петровна послевоенное лихолетье: «Начиналась посевная, носили на плечах семена за 30 километров. А какие непостижимые налоги на людей накладывали! Вот пример: молока от каждой коровы надо было сдавать по 400 литров. А подписка на заём чего стоила!

Ходила с уполномоченным райкома в каждый дом, и сердце кровью обливалось: у кого там выпрашивать подписываться на заём?.. Смотришь: сидят голодные дети; на столе – травяные лепёшки да постная похлёбка. И всё равно: отдавай деньги на оборону страны, иначе лишишься всех благ – не выделят лошади, чтобы привезти дров или обработать огород… Да где там лошадь! Впрягались вчетвером в плуг или в бороны, тащили, а пятый управлял».

— …И вот, понимаете, — подчеркнула Александра Петровна, — в самых трудных, сложных, порой невыносимых моментах жизни я никогда не теряла благодать православной веры, и Господь ко мне был милостив. Дальнейшая жизнь, я считаю, сложилась неплохо. В 1945 году вышла замуж. Через год народилась дочь. До двадцатилетнего возраста она училась и жила со мной, потом, в связи с замужеством, переехала в Москву, работает в Генеральной прокуратуре заведующей одного из отделов.

Когда я была ещё в силах, часто ездила в столицу, всегда посещала церкви, монастыри. Меня очень тянуло ещё более углубиться в веру Божию, поскольку вспоминалось: родители мои были верующими людьми и нас наставляли в том же. В доме читали святое Евангелие и Псалтирь. И только поэтому, я считаю, у нас всегда всё было благополучно – хотя, повторяю, во время оккупации я нередко находилась на грани смерти, и всё равно осталась жива.

…Поворотным годом в своей судьбе Александра Петровна Муромцева назвала 1989-й. Она пожелала посетить один из самых известных монастырей – Оптину Пустынь в Калужской области, где встретилась с монахом Георгием; он, оказалось, — наш земляк, уроженец Нелидово. Вот он и предложил Александре Петровне организовать религиозную общину и начать Богослужения в нашем городе, что вскоре и свершилось. Община организовалась быстро: верующие люди, которые посещали храмы в разных городах, стали собираться в молитвенном доме в Иоткино и дали приходу имя Балыкинской иконы Божией Матери. Появился и священник – Сорочинский Алексей Николаевич, которому пришлось посещать ещё два прихода: в Белом и Оленино. Труд нелёгкий!

У постоянных прихожан в то время не стихали требования: «Почему не строите церковь? Мы не ходим молиться, потому что теснота, долго не можем выстоять».

Александра Петровна увещевала этих нетерпеливых людей:

«Это всё верно. Но, люди добрые, православные христиане, прочитайте в святых книгах, каким узким путём и страданием шёл Сам Господь. А сколько мук приняли святые отцы, чтобы попасть в Царство Небесное! А вам-то всего-навсего надо постоять в молитвенном доме около трёх часов, прослушать внимательно службу и проповедь, отдать своё чистое сердце Господу, выдергать из него плевелы зла, посеять пшеницу добра, принять благословение батюшки и пойти с Богом домой отдыхать и творить хорошие дела, быть всегда в молитвах, смирении, кротости и любви: каков бы ни был человек, но он создан по образу Божьему».

Шло время. Местными властями было выделено под храм Балыкинской иконы Божией Матери приспособленное помещение. Но Александра Петровна верила сама и укрепляла мечту прихожан о строительстве подлинного храма, который будет сотворён руками строителей и доброхотов.

— Это обязательно будет, — подчёркивала она. – Потомки наши вспомнят о нас добрым словом, когда свершится такое святое и благое дело: пусть через годы, но храм в Нелидово все же встанет.

У истоков святого дела, кроме самой Александры Петровны, стояли и другие первопроходцы – энтузиасты. Вот каким добрым словом одаряла она их: «Я заметила: частенько посещает наш молельный дом, усердно молится грамотный культурный человек в возрасте около тридцати лет. Спросила его: откуда он и где работает? Выяснилось, что заведует одним из отделов администрации района (речь шла о нынешнем настоятеле Балыкинской церкви, протоиерее Константине Голубеве).

Все с радостью приняли в общину Константина Эдуардовича. Он оформил свою подпись в Госбанке, производил операции финансовых расходов, и, благодаря ему, дело наконец-то стронулось с мёртвой точки.

…Мы находимся на пути к строящемуся храму. Сама жизнь подтверждает это. Община наша растёт. Константин Эдуардович в воскресные дни посещает молельный дом, читает, поёт служебные молитвы. К нему присоединился парень по имени Сергей (сейчас это протоиерей Сергий Малышев). В Богослужении участвуют молодые женщины, школьницы – причём совершенно бескорыстно. Душа радуется, зная и слыша всё это».

А как бы порадовалась душа этой замечательной подвижницы, когда бы она узнала, что всё выше к небу поднимаются стены строящегося храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского!

К сожалению, ей не довелось дожить до этого благодатного времени, но слово основательницы нелидовской православной общины Александры Петровны Муромцевой стало делом, ибо оно было вдохновлено Свыше.

Царствие ей Небесное! Вечная память!

Валентин ШТУБОВ

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *